Совещания по применению норм законодательства в части преподавания и изучения родного (алтайского) языка в образовательных организациях

Тематическое совещание прошло в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования  15 апреля 2019 года под председательством  Болтошевой О.Б., Первого заместителя  министра образования и науки Республики Алтай. В работе совещания участвовали все директора школ района, М. П. Тукеева, начальник  Управления образования  и Р. В. Сулина, куратор этнокультурного содержания образования.

Руководителям школ были доведены нормативные документы по алтайскому языку и литературе, типичные нарушения в части соблюдения требований законодательства РФ по преподаванию родного языка в рамках контрольно-надзорной деятельности Министерством образования и науки РА.

Начальник  образования выступила с докладом «О состоянии преподавания алтайского языка в дошкольных  и общеобразовательных организациях  МО «Шебалинский район».  

Обучение алтайскому языку в дошкольных организацияхосуществляетсяв 20-ти образовательных организациях, из них — 6 районного центра села Шебалино, 14 — структурные подразделения общеобразовательных  организаций. Общее количество детей, изучающих алтайский язык – 283 ребенка в 12-ти детских садах.

  Обучение алтайскому языку ведется в форме занятий и кружков по  2 часа в неделю, в национальных группах 10-ти дошкольных учреждений в форме занятий ежедневно с охватом 145-ти  детей дошкольного возраста. Обучение алтайскому в ДОУ осуществляют 16 воспитателей, с 1КК – 2, без категории-13 человек. Один учитель алтайского языка с ВКК ведет алтайский язык во всех детсадах села Шебалино. 

  В общеобразовательных организациях алтайский язык изучают

всего 937 обучающихся, из них по программе алтайский (родной) язык обучаются 508 человек, алтайский язык как государственный  — 429. 

         Особенность района такова, что в общеобразовательных организациях, где обучение ведется на  родном языке, отказы от изучения родного языка отсутствуют (Шаргайта, Беш-Озек, Малая-Черга, Актел, Каспа, Апшуяхта). 

         В остальных общеобразовательных организациях обучение ведется по программе как государственный язык. Количество отказавшихся от изучения родного языка составляет 77 человек, из них: 17 чел. в Шебалинской , 12- в Дьектиекской, 14 — в Чергинской, 18- в Ильинской, 13-в Улус-Чергинской, 3-  в Мыютинской  школах. В то же время – 100 детей русской национальности изучают алтайский язык.  В Шебалинской  и Чергинской по14 человек, 5 – в Ильинской, 50 – в Барагашской, 14 – в Камлакской и 3 в Мыютинской школах

 Работа с родителями по повышению мотивации к изучению родного языка проводится через проведение общешкольных праздников  Чага байрам, Јылгайак, Дни алтайского языка и т.д. В селах большие национальные праздники почти  не проводятся. В селах района много семей в смешанных браках, что  создает определенные трудности в выборе алтайского языка. В данных школах большую роль играет  человеческий  фактор.

Управление образования с учетом вышеназванных факторов сотрудничает с районным Тӧс Тӧргӧӧ алтайского населения в повышении имиджа учителей алтайского языка.  Проводятся консультации по проведению обрядов,  совместные праздники с их демонстрацией. Например, в октябре т.г. на базе Шыргайтинской СОШ провели  Праздник совершеннолетия (12-летия мальчиков и девочек),  на районном празднике Чага байрам  Почетными грамотами  отмечаются руководители, учителя, воспитатели, руководители кружков за добросовестный труд в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в РА и Шебалинском районе. Педагоги активные участники заседаний районного методического объединения учителей алтайского языка и литературы.

19. 04. 2019 года  в малом зале администрации района прошел Родительский всеобуч по теме: «Роль семьи в изучении родного (алтайского) языка» в Онлайн режиме. К обозначенному  времени собралось 30 родителей дошкольных  учреждений районного центра и из близлежащих сёл.

 Перед родительской  общественностью выступили компетентные специалисты с различной информацией. Например: «Повышение интереса детей к алтайскому языку через детский журнал «Солоҥы», «Роль семьи в повышении мотивации к изучению алтайского языка, культуры, фольклора народа». Родителей ознакомили не только с учебниками и пособиями, также  с подготовкой будущих учителей в условиях Горно-Алтайского педагогического колледжа. Людям было очень интересно узнать о возможностях и перспективах изучения алтайского языка, литературы и культуры на факультете алтаистики и тюркологии Горно-Алтайского госуниверситета.          В рамках вышеобозначенных совещаний поднимался вопрос об изучении  русского языка как родного, который вводится с 1 сентября  2019 года.  Родители задавали  свои вопросы  на которые получены полные ответы.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *