Тематическое совещание прошло в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования 15 апреля 2019 года под председательством Болтошевой О.Б., Первого заместителя министра образования и науки Республики Алтай. В работе совещания участвовали все директора школ района, М. П. Тукеева, начальник Управления образования и Р. В. Сулина, куратор этнокультурного содержания образования.
Руководителям школ были доведены нормативные документы по алтайскому языку и литературе, типичные нарушения в части соблюдения требований законодательства РФ по преподаванию родного языка в рамках контрольно-надзорной деятельности Министерством образования и науки РА.
Начальник образования выступила с докладом «О состоянии преподавания алтайского языка в дошкольных и общеобразовательных организациях МО «Шебалинский район».
Обучение алтайскому языку в дошкольных организацияхосуществляетсяв 20-ти образовательных организациях, из них — 6 районного центра села Шебалино, 14 — структурные подразделения общеобразовательных организаций. Общее количество детей, изучающих алтайский язык – 283 ребенка в 12-ти детских садах.
Обучение алтайскому языку ведется в форме занятий и кружков по 2 часа в неделю, в национальных группах 10-ти дошкольных учреждений в форме занятий ежедневно с охватом 145-ти детей дошкольного возраста. Обучение алтайскому в ДОУ осуществляют 16 воспитателей, с 1КК – 2, без категории-13 человек. Один учитель алтайского языка с ВКК ведет алтайский язык во всех детсадах села Шебалино.
В общеобразовательных организациях алтайский язык изучают
всего 937 обучающихся, из них по программе алтайский (родной) язык обучаются 508 человек, алтайский язык как государственный — 429.
Особенность района такова, что в общеобразовательных организациях, где обучение ведется на родном языке, отказы от изучения родного языка отсутствуют (Шаргайта, Беш-Озек, Малая-Черга, Актел, Каспа, Апшуяхта).
В остальных общеобразовательных организациях обучение ведется по программе как государственный язык. Количество отказавшихся от изучения родного языка составляет 77 человек, из них: 17 чел. в Шебалинской , 12- в Дьектиекской, 14 — в Чергинской, 18- в Ильинской, 13-в Улус-Чергинской, 3- в Мыютинской школах. В то же время – 100 детей русской национальности изучают алтайский язык. В Шебалинской и Чергинской по14 человек, 5 – в Ильинской, 50 – в Барагашской, 14 – в Камлакской и 3 в Мыютинской школах
Работа с родителями по повышению мотивации к изучению родного языка проводится через проведение общешкольных праздников Чага байрам, Јылгайак, Дни алтайского языка и т.д. В селах большие национальные праздники почти не проводятся. В селах района много семей в смешанных браках, что создает определенные трудности в выборе алтайского языка. В данных школах большую роль играет человеческий фактор.
Управление образования с учетом вышеназванных факторов сотрудничает с районным Тӧс Тӧргӧӧ алтайского населения в повышении имиджа учителей алтайского языка. Проводятся консультации по проведению обрядов, совместные праздники с их демонстрацией. Например, в октябре т.г. на базе Шыргайтинской СОШ провели Праздник совершеннолетия (12-летия мальчиков и девочек), на районном празднике Чага байрам Почетными грамотами отмечаются руководители, учителя, воспитатели, руководители кружков за добросовестный труд в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в РА и Шебалинском районе. Педагоги активные участники заседаний районного методического объединения учителей алтайского языка и литературы.
19. 04. 2019 года в малом зале администрации района прошел Родительский всеобуч по теме: «Роль семьи в изучении родного (алтайского) языка» в Онлайн режиме. К обозначенному времени собралось 30 родителей дошкольных учреждений районного центра и из близлежащих сёл.
Перед родительской общественностью выступили компетентные специалисты с различной информацией. Например: «Повышение интереса детей к алтайскому языку через детский журнал «Солоҥы», «Роль семьи в повышении мотивации к изучению алтайского языка, культуры, фольклора народа». Родителей ознакомили не только с учебниками и пособиями, также с подготовкой будущих учителей в условиях Горно-Алтайского педагогического колледжа. Людям было очень интересно узнать о возможностях и перспективах изучения алтайского языка, литературы и культуры на факультете алтаистики и тюркологии Горно-Алтайского госуниверситета. В рамках вышеобозначенных совещаний поднимался вопрос об изучении русского языка как родного, который вводится с 1 сентября 2019 года. Родители задавали свои вопросы на которые получены полные ответы.